Ньяя - царство чистого конвенциализма



Это - царство чистого конвенциализма: слов, концептов. Но оно не рождает кризисы, ибо не ограничено нормативной обязательностью соответствия чему бы то ни было. Последним озабочена миманса: она берет на себя смелость заявить, что слова - реальнее вещей. Европейское мышление никогда не доходило в сколь-нибудь широких масштабах до мысли превращения философской либо научной концепции в религиозный символ. Вера в науку, в ее надприродное всемогущество распространена среди обывателей, но не среди ученых. Лучшие из философов видели в философии преддверие к религии, лестницу, ведущую туда. Но лишь в Индии весь спектр переходов был засвидетельствован и реализован. Например, адживика знает детерминистскую логику, философскую теорию причинности (нитья), диалектику необходимости и религиозный культ ее же.

Последнее замечание открывает новые перспективы в изучении индийской философии как культурного феномена и антропологического объекта. Здесь усматривается звено связи между такими привычными объектами антропологии, как социальные трансакции внутри кастовой организации (обмен пищей, символами, брачные отношения и т. п.), культурно-символические структурные единицы (миф, ритуал) и психологические характеристики (цветовой символизм, коды поведения, одежды, специфически-религиозное поведение), и внутренней жизнью мира индуистских философских воззрений.