Философия в Индии



В Индии же философия не возникла ни как пропедевтика религии, ни как оппозиция по отношению к ней; напротив, философия как «концентрированая трансцендентность», оказалась здесь выделенной из религии. Если главной религиозной идеей христианства является одновременная трансцендентность и имманентность персонализированного Бога, то в Индии Веды представлялись сугубо имманентными для всех, кто владел (через язык) смысловыми кодами этой культуры. Подобная ситуация может быть представлена в квазиреалистической семантике Фреге. Но если в рамках этого подхода озадачиться вопросом о фактически отсутствующих референтах ведических богов, это неминуемо повлечет за собой невозможность локализации этих богов в смысловой структуре языка, тогда как в реальности индийской культуры Веды и не полагаются имеющими какие-то бы ни было референты, ни языковые, ни физические. Веды трансцендентны, и их кажущаяся укорененность в языке отнюдь не отменяет этого факта. Но как же тогда быть со всей той лингвистической деятельностью, которая необходима для их производства и трансляции?

Обратимся еще раз к христианству, с его различением естественных религий и религий откровения. В сответствии с этой дистинкцией, некоторые естественные ограничения налагаются даже на религию откровения. Так, например, в Римской католической церкви, после известного скандала XIV в., было принято установление, согласно которому женщина не может быть избрана Папой. Подобные естественные ограничения, однако, не могут использоваться для того, чтобы ограничить доступ неариев к смысловым структурам Вед. Единственным выходом представляется лишение Вед «естественных» кореллятов, полная денатурализация, дереифицикация их смыслов.