Теперь к йоге



На Западе ей гомологичен прагмематический ракурс гуссерлевской феноменологии. Весь трансформизм феноменологии - в двух пропозициях: «Я сознаю» - непосредственное признание; и «Я есмь сознающий» - опосредованная пропозиция, выражающая факт о конкретном состоянии сознания. Это - декартовский этап феноменологии. Дальше остается проделать ту же конвертивную процедуру со всеми фактами сознания, возможными по природе. Для придания содержательности это проделывается в пропозициях: «Это стул»; «Сознание этого стула». Здесь происходит натурализация чисто знаковой (указующей) формы, искусственной интенции - в натуральную темперацию, рационированное состояние, часть градуированной структуры. Блестящий пример завершения этой программы - буддийская йогачара. Но чисто прагматический момент выделен в йоге. Правило Патанджали - «чита-вритти-ни-родха» - «темперация состояний сознания» - означает то же: оестествление искусственной, ценносто-безусловной «метафизики» интенционирующего сознания в природных конструктах. Но эта «прагмематика» была бы неподтвердимой без теоретических «констатаций» (таттв) санкхьи.