Культурная рефлексия



Но как же тогда быть с только что упомянутой культурной рефлексией? Дело в том, что она внешне не в абсолютном, безусловном, а в позиционном смысле. Нетрудно сообразить, что культура работает оптимально, когда субъекты не помышляют, что она есть. Лучшая норма - та, которой следуют автоматически, не думая о ценности такого следования и не зная, что это - норма. Состояние следования норме может быть опознано в деонтической модальности мышления (то есть в состоянии «долженствующего быть»). С другой стороны, ценностное устремление как таковое, без призна­ния его нормативной обусловленности, есть максимальное, хотя и нереальное выражение ценностного интереса. К тому же, объективированная и нормированная ценность перестает восприниматься как таковая. Ценностное сознание возможно потому лишь в гипотетической модальности. И лишь признание как норм, так и ценностей существующими в теле культуры, представление культуры как действительно существующего объекта, отвечают природе знания и статусу идеи. То и другое предполагает аподиктическую («отъявительную») модальность мышления.