Каковы же позиции шести воззрений и что происходит в «междутекстье»?



Сторонники всех шести, с разной мерой эксплицитности, придерживаются так называемого учения о «двойном знании»: «надпредметном» (парамартхики) и «переносно-выносном» (вьявахарика). Коль скоро это двойное знание - ни о природе, ни о сознании, ни о самосознаии, ни о Боге, ни о самом знании, то, стало быть, оно всецело относится к корпусам текстов, производимых с позиции каждого из шести воззрений, и содержится в нем. «Коренной» текст одного из корпусов принимается за «седалище» надпредметного знания. Лестница всех прочих текстов в области этого воззрения строится под ним, непрестанно к нему возвращается, в него упирается, но его не включает (хотя бы в том приблизительном смысле, в каком предмет физики не есть природное явление). Наращивание текста за текстом представляет собой их вынесение в «пространство», отымаемое, отмышливаемое у другого корпуса текстов. Стало быть, другой «коренной» текст, с его свитой, содержит лишь «переносно-выносное» знание, с позиции первого воззрения.

Представление о «культуре», в техническом смысле этого слова, как им пользуются в западной социологии и антропологии, позволяет несколько приблизиться к пониманию авторитетного текста индийских воззрений. Это представление возникло в итоге деперсонализации и объективации идеи Бога. Можно сказать, что субъекты культуры, благодаря пониманию ее внутреннего смысла, располагают значениями в контексте культуры и сообщаются друг с другом, соответственно своими значениями, при помощи знаков.