Индийская мудрость



Есть и другие, боготворящие индийскую мудрость, видящие в ней высокий и, увы, недосягаемый идеал, подражающие ей, либо видящие в ней отраду в жизни и утешение в смерти. Но это уже скорее удел жизни, чем сфера знания.

Есть и третьи, описывающие содержимое индийских систем мысли, пересказывающие тамошние обстоятельства на более привычном для западной публики языке, отыскивающие новые сведения, сверяющие западные и индийские подходы к той или иной тематике, по поводу которой нет сомнения, что она - это она. Это - ученые, и не о них здесь речь.

Мотивы для отказа в признании могут быть разными. Гегель не находит в индийском умозрении рефлексии. Все тамошнее для него - лишь многообразная материя мысли, обращенная вовнутрь себя. И вправду, замыкание сферы знания убивает рефлексию, стремящуюся выйти за его пределы, хотя бы и в содержании понятия, построенного и тем самым готового к употреблению. Аттестация Гегеля - просто пара фраз вульгарного представления об индийце, занятом созерцанием собственного пупа. Гегель не видит смысла в этом занятии, ибо оно - думание, а не мышление.

Гуссерля не устраивает, что индийское умозрение - только делание, набор прагматик. Можно допустить, что чистая прагматика не лишена смысла, но она явно закрыта для осознания.