Три антиномии



Тем, кто знаком с историей западно-европейской философии, нетрудно согласиться с оценкой ее эволюции как стремления категоризировать антиномии истины, морали и веры, каждая из которых была отражена в религии как системе культуры. Эти три антиномии составляют предмет анализа Канта в трех его «Критиках». Консолидация философии связывается при этом с ее постепенным удалением от религии. Но решительный разрыв между ними так и не произошел. Даже Кант не считал философию полностью автономной от религии: недаром его концептуальные подходы в философии обнаруживают такое явное родство с религиозными. Другими словами, западно-европейская философия конституировалась как критическая оценка системы культуры, фундаментом которой являлась религия, но не как самостоятельная культурная система, располагающая своей собственной проблематикой и категориальными структурами. И поэтому нет ничего удивительного в том, что когда позднее эта философия попробовала приложить свои усилия в других, нерелигиозных областях - например, в науке, политике, идеологии - ее постигла неудача.