Культурная сущность семейства индуистских «воззрений»



Намаловажное обстоятельство препятствовало философам Запада признать в индийском умозрении подлинную философию. Это замкнутость сферы знания. В замкнутой вселенной все проблемы могут быть разрешены и парадоксы обойдены. Скинув со счета время, ненужное в замкнутом мире, можно даже утверждать, что если индийская философия существует, то в ней найдены ответы не только на все вопросы, когда-либо занимавшие умы западных философов, но вообще на все вопросы, могущие составить предмет философского интереса. Значит, индийские философские методы годны для всякого случая и на все времена. Вот эта-то мысль и невыносима для западного философского ума. И не только для следующего традиции историзма и возмущенного невозможностью вплести такое универсальное тело в ткань истории философии. Специалисты логического и лингвистического анализа, за редким исключением, не готовы к принятию вытекающего из такого признания вывода, что их деятельность лишена иного смысла, кроме ритуального: они скорее готовы вымереть, чем продолжать действовать с этим сознанием. И феноменологам такое признание невмоготу: ведь если это верно, то выдвинутая ими программа нового синтеза знания неминуемо приведет к тем и только тем результатам, который уже наличествуют в индийском арсенале. А раз так, то шли они не путями сознания, а несли их потоки бессознательного, и феноменология просто несостоятельна. По разным причинам, но все последовательные философы Запада не могут считать философской деятельность в замкнутой сфере знания.