Комментируем текст



Для начала попробуем прокомментировать текст, который сам по себе - первичный сознательный метаязыковой комментарий. Если «Ньяя-Сутра» Гаутамы - объект, «Бха-шья» Ватсьяны - язык описания объекта, то «Вартика» Удьотакары - метаязык. Во всяком случае, в ней метаязык присутствует по крайней мере отчасти, когда она ориентирует как на «Бхашью», так и на самое «Сутру». Помимо этого в ней рассматривается содержание этих двух текстов, что к метаязыку не имеет прямого отношения. Присутствие этих двух ориентаций, из которых нас интересует только одна, может привести к провалам в наших попытках комментирования, а также к кругам, многократному повторенияю одного и того же, что, впрочем, неизбежно при любом комментировании.

Особенность Этого Комментария в том, что он пишется для понимания того, что есть логика ньяи по отношению к другому, в данном случае к западному ее пониманию. Здесь должен быть сделан крутой поворот, ибо не индийскую материю мы будем объяснять западными словами, а западные слова - теми представлениями, к которым отсылают слова индийские, в той мере, в какой мы окажемся способны их прояснить. Главная трудность изложения состоит в том, что трудно опознать Адресата Нашей «Заметки». Западный логик-профессионал откажется, пожалуй, обсуждать вопросы, которые сумеет отождествить как эпистемологические, метафизические, психологические или феноменологические.