Ньяя - самоорганизованная «сумма знаний»



Пока же достаточно отметить, что ньяя не только система логики, но самоорганизованная «сумма знаний». Поэтому понимание каждого ее элемента возможно лишь путем индивидуации ее внутрисистемных связей с соблюдением того порядка, в котором эти элементы были генерированы системой. «Парапьяти», несомненно, связана с идеей числа, но сама «численность» понимается в ньяе по-иному, нежели в современной западной логике.

Это можно сформулировать следующим образом: если мы возьмем неверный эпистемологический старт (неточно проинтерпретируем теорию познания), мы придем к ложной интерпретации чисто технической и формальной логической операции. В этом утверждении не содержится ничего мистического для западного ума, если помнить, что ньяя не столько реалистическая, сколько конструктивная система. Иными словами, ее «знания» - это не знания о мире, каков он Есть на самом деле, А о мире, каким он Должен быть При соблюдении двух Аксиоматических Требований к знанию: объяснимости извне и измеримости, также извне. По сути, это - мир математиков, только создаваемый более последовательно и строго, чем на Западе: безо всякой отсылки к миру опыта как существующему. Конструкции ньяи правильно построены и истинны не «во всех возможных и мыслимых мирах» (по выражению Лейбница), но лишь в одном мире - мире Высшего Блага, строимом по всей строгости исходных аксиом ньяи. Что касается «истинности во всех возможных мирах», то есть проблемы содержательной интерпретации в интуитивном или нормативном опыте, эта возможность исключается сразу, ибо «знание» ньяи не-самоочевидно и несамоизмеримо (см. анализ альтернативных позиций в книге Дж. Моханти). Иными словами, проблема интерпретации элиминируется за счет исходной критики опыта.