Представление о знании найяиков



Трудность в том, что у найяиков очень строгое представление о знании. Согласно их утверждению, точность операций навья-ньяи такова, что ничто в мире не остается необъяснимым и ничто - непромеренным. Видимо, речь идет о знании как об «идеальном объекте». Вернее, о таком идеальном положении вещей в мире, когда все можно схватить в знании.

Следует напомнить, что конечная цель логики ньяи достижение Высшего Блага, которое должно быть плодом от древа именно такого знания. Эта цель - явно метафизическая. Если понимать под «физикой» в данном случае систему логики - то явно экстралогическая. Какое влияние она может оказать на адекватность описания технических терминов, операций и прочих средств системы логики?

Следует учесть, что и западные логики начинают свои попытки формальной интерпретации с некоторого содержательного предположения метафизического порядка. Такое содержание представляет собой элементы мета-языка, предназначенного для описания языка ньяи. Например, Д. Ин-голлсом в его книге о навья-ньяе было предположено, что операция «парьяпти» («объятие») отчасти соответствует определению числа как «класса классов» в западной логике. Дальнейшее пояснение шло как формализация этого предположения. Однако в дальнейшем он был вынужден признать, что само предположение неверно, и что аналогия между «парапьяти» и теорией числа Фреге несостоятельна.