Сумма философии (SummaPhilosophiae)



В ситуациях, когда отношения и связки между типами рефлексий в рамках их «суммы» не представимы наглядно, не демонстрируемы (т. е. «метафизически» деонтичны или гипотетичны), единственным возможным герменевтическим средством их представления является метонимия, т. е. одновременно аналогия и метафора. Она представляет собой транспозицию, перенос слов, концепций, познавательных операций из одного типа в другой. Перенос этот есть нечто большее, чем просто межсистемная коммуникация, ибо в нем сохраняется и плюрализм типов рефлексии, и различные способы вербализации этой рефлексии. В индийской философии такой перенос получил название доктрины khyativada. Доктрина эта отличается от феноменологической концепции «интер-субъективности», отражающей тот незамысловатый факт, что познание много-субъектно и потому должно быть интер-субъективно. Если бы эти два подхода совпадали, то khyati-vada (что означает «дискурс по поводу того, что-кто-называет-чем») можно было бы определить как еще одну версию лингвистического релятивизма. Однако, поскольку эта доктрина не коррелирует ни с какой реальностью, онтологические характеристики здесь неуместны. Неизбежная, по определению самого метода, невозможность успешно коммуницировать одно «что-кто-называет-чем» другому отнюдь не означает ложности каждой из этих систематических рефлексий.