Лингвистическая ситуация



Лингвистическая ситуация такого толка была значительно сложнее и потенциально более опасной для целостности культуры, нежели антиномия разума и веры в западно-европейской культуре. Единственным выходом могли стать строжайшие ограничения и даже запрет на любые манипуляции со смыслами Вед со стороны непрофессионалов. Никто, кроме них, не имел права искать какие бы то ни было смыслы в ведических предложениях. Еще и по этой причине ведическая традиция не может рассматриваться как религия. Несмотря на широкое распространение грамотности, трансляция этой традиции, по вполне понятным соображениям, оставалась устной. Это средство сохранения аутентичности традиции (о котором говорил также Платон), однако, не было панацеей. Хотя свободный доступ к смыслам Вед для непрофессионалов был закрыт, но и среди брахманов могли найтись «отступники», утратившие либо веру, либо способности понимания ведических смыслов (например, в случае мозговой травмы и т. п.). Чтобы гарантировать Веды от возможного урона с их стороны, единственным выходом было полное закрытие доступа к смысловой ткани Вед посредством принципа негативности философского мышления. Как раз потому, что ведизм не был религией в обычном смысле этого слова, сохранить его целостность в антиномическом соотношении разума и веры оказывалось возможным посредством полной нейтрализации неконтролируемой (со стороны брахманов как хранителей Вед) деятельности разума.