Ньяя



Что касается вайшешики, то ее «атомистические композиции», псевдо-онтологические категории, символические значения целиком заимствованы ньяей, которая не стала, однако, от этого «логикой науки». Ньяя не натурализирует конструкции вайшешики, не наделяет их необходимым статусом посредством верификации опытом. То, что осуществляет ньяя, можно подвести под следующие рубрики: (1) программа формальных операций с этими конструкциями; (2) язык описания этой программы; (3) набор корректив для учета базисного различия между сферой операций вайшешики многопозициональным языком, используемым для их описания (в западной терминологии это можно назвать «языковыми играми» и «лингвистическими парадоксами»). Целью ньяи является обнаружение средств заполнения «логической мельницы» содержанием, извлеченным из «аксиологической физики» вайшешики.

Мы оказываемся, таким образом, в сфере чистой конвенциональное слов и понятий. Эта сфера неподвластна критике, ибо не содержит нормативного требования соответствия ее содержания внешним критериям. Само это требование, к тому же, остается прерогативой мимансы, для которой слова более реальны, чем вещи.

Каждая из даршан, таким образом, создает и развивает «универсум-знания-для-себя-самой». Не все материальные связки между этими универсальными системами знания в рамках их «суммы» могут быть продемонстрированы.