Атомистика вайшешики



Уже отмечалось, что атомистика вайшешики не имеет ничего общего с учением Демокрита, представлявшего собой скорее проекцию различных психических характеристик, («сопротивление», «индивидуализация», «отклонение») на физические наблюдения, чем физические наблюдения сами по себе. Так, танцующие в луче света пылинки почитались приводимыми в движение силами, аналогичными психическим. Внешний мир смотрелся при таком подходе в зеркало души, точнее, атомисты приводили его в такое состояние. Этот мир назывался Природой. Атомистика Демокрита представляет собой скорее психографику и, как таковая, ближе к самкхье, чем к вайшешике, несмотря на ее внешнее сходство с последней. Действительно, в самкхье существует группа «данностей» (fine quanta, tanmatra), которая почти дословно соответствует тому, что Демокрит называл «атомами», хотя ее психологическое происхождение в самкхье выражено с намного большей определенностью. Если так, то философская критика Демокрита Аристотелем и Платоном должна быть того же типа, что и критика самкхьи ведантой. Но ведантическая критика намного глубже, что несомнено должно многое прояснить в нашем понимании Платона и Аристотеля как методологов!