Процедура вайшешики



Процедура, используемая вайшешикой, очень похожа на это движение кантовской мысли; ее единственной отличие, пожалуй, в более четких формулировках. Все возможные шаги концептуализации получают свою предварительную проработку в теории того, как действие воспринимается его агентом. Называются эти шаги следующим образом: «бросок вверх», «бросок вниз», «соединение», «экспансия», «движение» (дословно - «прогуливание»); понимаются же они не как физические способности субъекта, но как категории, в которых можно охарактеризовать любой тип движения (например, поясняя, что такое «механическое кругообразное движение»). Характеризуя соответствующее движение, вайшешик может сослаться на последний из пяти перечисленных категориальных типов, но никак не на «бросок вверх». Это будет расходиться с нашим интуитивным пониманием «ротационного движения», о котором идет здесь речь, но для вайшешика это не важно, коль скоро соблюдается порядок в системе категориальных прототипов движения. Приложение категории «движения» («прогуливания») к ротации первично в данном случае, тогда как пояснение самого прогуливания посредством категории «подбрасывания вверх» - вторично, аналогично. Нетрудно понять, почему - для вайшешика категория «движения» («прогуливания») не предполагает усилия (кантовская «жизненная сила»), тогда как подбрасывание требует усилия. Оставшаяся часть рассуждения тождествена кантовской. Как видим, единственное различие - в предварении в вайшешике всего возможного опыта «идеей опыта», т. е. в полнейшей семиотизации его.