Анализ «сверх-реалистической» рефлексии мимансы



Прекрасным аналогом феноменологии в индийской культуре, как уже отмечалось, является буддийская йогачара. Ее прагматические компоненты, однако, лучше представлены в патанджале-йоге, одной из шести даршан.

Теперь несколько замечаний об оставшихся «рефлексивных парах».

Для анализа «сверх-реалистической» рефлексии мимансы наиболее подходящим материалом сравнения является гегельянство. Логика понятия Гегеля основывается на принципе диалектического взаимодействия между сторонами допонятийных противоречий. Этот принцип остается неизменным практически на всех этапах гегелевской логики. Другими словами, этот принцип представляет собой «сверх-реальную» норму всего гегелевского философствования и относит его к модальной сфере долженствования. Не случайно гегелевская логика понятия всегда выступает в его системе как механизм вытеснения не-рационализируемого «ино-бытия» Природы из сферы Абсолютного Разума в «не-бытие» логики. Это вытеснение позволяет представить существование субъекта как конкретную универсальность, где конкретность представлена (гарантируется) неизменяемой природой давления на индивида. «Универсальное» же включает в себя все то, что «поддается вытеснению».