Трансформативный механизм современной феноменологии



Возвращаясь к йоге, следует заметить, что ее аналоги могут быть обнаружены в прагматическом аспекте феноменологии. Трансформативный механизм современной феноменологии может быть представлен в двух пропозициях:

(1) Cogito - простая фиксация (признание факта);

(2) «Я есть познающий субъект» - связка, в которой факт представлен как конкретное состояние сознания.

Это достаточно очевидно уже на картезианской фазе феноменологии. Подобная инверсия, вообще говоря, возможна относительно всех возможных фактов познания. Для того чтобы увязать ее с содержанием сознания (что представляет собой основную цель феноменологического описания), нужно продемонстрировать, по меньшей мере, две ее составные части: одну - фиксирующую «положение вещей» до пропозиционализации, например (1) «Это - стул», другую трансформирующую это положение в (2) «Мое восприятие (осознание) этого стула». Результатом подобной процедуры становится «натурализация» сугубо означающей («индикативной», в пирсовой терминологии) функции сознания. Эта натурализация достигается оборачиванием, превращением намерения (интенции «экземплификации», apopaphis) в натурализированное обобщение («конституирование»), которое впоследствии будет объяснено как условие определения положения элементов в структуре сознания.