Философия веданты



Итак, положения философии веданты должны всегда рассматриваться в контексте ее противостояния метафизике самкхьи. Однако неверным было бы представлять их соотношение таким образом, как если бы концептуальный каркас веданты был покрыт одеяниями, сотканными ее критицизмом самкхьи. В чем, вообще говоря, состоит «телесность» субъекта познания? Очевидно, не этот вопрос главный для веданты в ее критическом усилии; для нее важнее усомниться в самой методологии самкхьи, попытаться «улучшить» ее. Веданта пересматривает практически все, что связано с порождающей активностью Природы, одним из результатов чего становится толкование «естественной установки» как в принципе «неискусственной» и, следовательно, натурализация любой формы теоретизирования. Этот парадоксальный вывод становится возможным не только благодаря демонстрации непригодности теоретических конструкций самкхьи для субъективного толкования сознания в йоге, но также и в общем плане «модального категоризирования» теории Результатом такого категоризирования является деабсурдизация идеи теории как таковой. Философское значение его заключается в фиксации различия между философским и научным теоретизированием.