Брахманы и Веды



В течение трех тысячелетий существования кастового общества в Индии брахманы при помощи Вед проделали в социальной сфере практически то же самое, что логическое мышление предпринимает по отношению к значению в семантике. Посредством этой деятельности брахманы также фиксировали и закрепляли свое собственное положение как особой касты профессиональных интеллектуалов, оперирующих знаниями и смыслами культуры.

Веды могут рассматриваться в трех аспектах: как язык, мышление и деятельность. При текстовом анализе любой фрагмент Вед выступает прежде всего как предложение с присущим ему грамматическим и семантическим строем. Этот подход был важным с практической точки зрения, ибо Веды как грандиозное собрание различного рода текстов несомненно нуждались в специальных средствах их сохранения и по возможности более точной репродукции. Такими средствами стали грамматика санскрита, педагогические приемы, правила запоминания и т. п. Лингвистическая и аналитическая «охрана» Вед была особенно важна для «акустической» цивилизации древней Индии - как дыхание и сердцебиение для живого организма. Вот почему она была там не просто особой функцией интеллектуалов, а условием жизнедеятельности всего социального организма.

Подход к Ведам как к «лингвистическому» объекту чреват реальной опасностью утраты их культурной функции: как язык они становятся открытыми для толкований непрофессионалов, этим языком владеющих. Подобные толкования могли разниться от канонических; еще большая опасность состояла в том, что когда отличие становилось слишком существенным, могло возникнуть сомнение в самой организующей функции Вед, что мы видим практически во всех «гетерогенных», небрахманских философских концепциях.