Активность самкхьи



То, что делает ведантин, в западной философии может быть названо «негативной диалектикой», тогда как деятельность самкхьи в этом контексте может быть определена как «позитивная диалектика» (не просто «теоретизирование»). Опознать активность самкхьи как «теоретизирование» сложно только с позиций йоги. И дело здесь не в том, что меняется терминология; кардинальным переменам подвергается сама предметность рассмотрения. При переходе от системы к системе она обогащается и конкретизируется как понятие. «Остаточное содержание» ведантистской критики самкхьи поэтому целиком идет на «дематериализацию» ее собственной майи и авидьи, оставаясь внутри веданты. Мы попытались прояснить это в собственной терминологии веданты ранее, когда речь шла о сравнении веданты с гегелевской идеей «внутренней рефлексии». Мы можем теперь продлить нить сравнения к марксову методу критики политической экономии и определить методологическую стратегию веданты как «экономию философского труда».