Санкхья и йога



Ничего удивительного, что санкхья и йога были самыми распространенными философскими системами индийской цивилизации; оборотной стороной этого была их весьма фрагментарная институционализация (в виде отдельной школы, традиции или социальной группы); характерным по­казателем этого является утрата авторитетного, «корневого» текста самкхьи (то, чем мы располагаем сейчас - явная подделка). Что касается йоги, то она - единственная из даршан, прижившаяся в других культурах.

При всем различии исторических судеб и культурной позиции, даршаны проникают друг в друга, и концептуально, и процессуально. Такая «взаимная репрезентативность» представляет собой результат непрерывной философской дискуссии между философами, которые предпринимали свои исследовательские усилия не только в познавательных, но и в социальных целях - поддержания дискуссии как такого состояния философствования, которое снабжает всех его участников необходимым материалом и средствами.