Философская рефлексия



Философская рефлексия неспособности мышления полностью преодолеть разрыв между собой и объектом в западно-европейской традиции нашла свое отражение в «негативной диалектике» (принадлежащей к «предметности первого порядка»), согласно которой Абсолют недостижим в познании и потому неименуем. Вместо того, чтобы проблематизировать эпистемологию, западная традиция, таким образом, просто отказывается применить ее к исследованию Абсолюта. Но если Абсолютом, т. е. пределом досягаемости (или недостижимости) познания признаются Веды, он оказывается включенным в границы самого познания. Такое включение, как уже отмечалось, реализуется субъектом познания посредством метода символического конструирования (викальпы). Попробуем проанализировать этот процесс с позиций объективности подобного конструирования.

Дело в том, что Веды - не просто «идея» или «идеализация». Вместе с тем, однако, это и не вещь, так что реставрация ее онтологического статуса здесь не потребуется. Веды не поддаются определению - но только лишь как текст. Вместо попыток дефиниции Вед представляется целесообразным проанализировать тот комплекс деятельности, которая разворачивается вокруг и по поводу Вед как текста.

Проиллюстрировать эти виды деятельности представляется возможным при помощи несложной схемы, ориентированной на исторические и социологические проблемы индуистской цивилизации. Эта цивилизация, как известно, представляет собой единственное кастовое общество, в котором кастовые отношения приобрели псевдо-онтологический статус. Строгая социальная дифференциация является одним из основополагающих принципов такого общества.