Шесть эпистемологических дисциплин, разворачивающихся друг друга



Типы подобной рефлексии сформировали три пары взаимосвязанных регионов мысли (samanatantra) индуизма.

Подобная увязка отражает не только историческое, но и содержательное родство этих школ. В ней также прослеживается логическая дополнительность их друг по отношению к другу. Рассматриваемые в категориальном аспекте отношения между парами выглядят как «формальные», внутри пар - как «материальные» или «органические» связи. Все они в равной степени задействованы в производстве и воспроизводстве текстов, причем не только своих собственных, но и текстов других школ, поставляя материал, средства и методы для этой деятельности. Так, например, вайшешика (выполняя функции философии природы) снабжает ньяю (формальную логику и эпистемологию) основами ее «физики», т. е. системой онтологических категорий и общим представлением о мире, тогда как ньяя предоставляет вайшешике свои познавательные парадигмы и технику логического вывода. Миманса (точнее, карма-миманса, философия «должествования») озабочена рационализацией мира, посредством приведения практических действий в соответствие с нормативными инструкциями авторитетных текстов; веданта (метафизика ведантизма) представляет собой методологию «освобождения от текста» и как таковая представляет собой мощный стимул для мимансы в «восстановлении» поля деятельности, разрушаемого активностью веданты.