Тексты шести школ индуизма



И тем не менее, корпус текстов шести школ индуизма столь же уникален, как и сами Веды. Не один из этих текстов не поддается толкованию как «естественный» или «искусственный» в западном понимании. Сутра, что дословно означает «перевитая веревка», не есть, конечно, вещь в ее естественном толковании, однако, с учетом особенностей ее композиции, о которых говорилось выше, и коллективного авторства, она не представляет собой вполне искусственный феномен. Текст сутры может использоваться как культурная вещь, например, в псевдо-естественной функции некоторого мнемонического средства (откуда и идет «перевитая веревка»). Сутры достаточно радикально отличаются от западной экзегетической литературы. Хотя «перевитая веревка» и может ассоциироваться с четками, ее назначение совсем не в том, чтобы перебирать бусины, а в отнесении к соответствующей культурной традиции. Сутра есть эта традиция сама по себе, и как таковая, она обладает собственной уникальной ценностью, равной ее культурному значению. Философские концепции, построенные на соответствующих сутрах, можно сопоставить с современными научными теориями, например, в физике, которые, несмотря на возможность их коррекций, все должны основываться на галилеевых принципах, чтобы быть принятыми в современной физике. Конечно, корпус даршанических текстов не является больше священным и может подвергаться критической оценке, даже коррекции, хотя отказ от него (что означает одновременно отказ от принципа сакральное Вед) будет угрожать самим основаниям этой культуры. Подобный отказ будет означать пересмотр культурной функции сутр как того фермента, который генерировал дискуссии между даршанами и привел к созданию всей системы ортодоксального философского знания классической Индии.