Даршаны



Как же представить и онтологически обосновать, в таком случае, системы индийского философского знания? Можно ли прибегнуть здесь к каким-то межкультурным средствам концептуализации? Для ответа на этот вопрос необходимо прежде всего принять во внимание, что сами эти системы отстранены от ведической культуры в том смысле, что совокупность норм этой культуры не находит прямого отражения в них. Однако подобное отстранение не означает полной изоляции даршан от Вед как культурного тела индийской классической цивилизации. Даршаны можно представить как своеобразные продолжения модализации ведических текстов, располагающиеся в порядке соответствующих модальных композиций.

Анализируемые тематически, в их элементарном содержании, философские сутры не выглядят как ведическое знание в плане его уникальности. В них представлены те же проблемы, что обнаруживаются и в гетеродоксальных философских текстах (например, в буддийских и джайнистских сутрах), равно как и в западной философии. Это свидетельствует о том, что формирование и развитие даршан происходило не только путем их внутренней рефлексии, но включало в себя некоторые формы взаимодействия с философским знанием как таковым. Это обстоятельство, вообще говоря, выступает в роли кардинального, a sin qua non условия нашего анализа, без чего даршаны были бы полностью эзотеричны и непроницаемы для непосвященного.