Гуссерль о «радикальном сомнении»



Рассуждая о «радикальном сомнении» Декарта per se, как некотором отражении «феноменологической настроенности» разума, Гуссерль определяет его как «модальное сомнение относительно самой субъектное как таковой». Феноменология предстает здесь, иными словами, как «натурализованное» описание викальпы, как отражение расщепленности сознания, что почти полностью совпадает (по крайней мере, в результате) с социально-расщепленным сознанием викальпы как сознанием множества индивидуумов, вовлеченных в «дивидуальное» конструирование. Это, конечно, не значит, что Гуссерль сознательно использовал викальпу или просто знал о ее существовании. Напротив, если бы он знал об этом методе, сама феноменология никогда бы не возникла, ибо она принадлежит как раз к тому типу философствования, которое невозможно для расщепленной интенциональности. Однако мы можем, тем не менее, использовать феноменологию для того, чтобы понять, в чем суть философии как коллективной интеллектуальной деятельности, особенно нижеследующий пассаж: