Модальность



Модальность является одним из самых непроясненных и «неприрученных» понятий философии. Все попытки разработать модальную логику, от Аристотеля до К. И. Льюиса, не увенчались успехом. Причиной подобной неудачи является разделяемое всеми, кто обращался к этому вопросу, фун­даментальное заблуждение. Формальная логика, в том виде, в каком она была разработана Аристотелем, представляет собой тщательный анализ результатов процедуры мышления, которую мы назовем «склеиванием». Речевая деятельность, в соответствии с правилами грамматики этой культуры, была организована как двойное противостояние - истине о предметности разговора, которая полагалась существующей, и особому способу мышления, результирующемуся в правилах логики, согласно которым достигалась, как полагали, постепенная объективизация нашего знания о предмете. То, что правила логики лишь выражают этот способ помыслить предмет, однако, подвергалось забвению практически с самого начала подобного противостояния. В результате и произошла та склейка, о которой мы упомянули - склейка логики и языка. Формальное мышление забыло эту свою «метафизику» спекулятивного мышления, а логика стала представляться как возможная «без метафизики». Это забвение представляет собой фундаментальную характеристику всех немодальных логик, которые оперируют терминами только лишь в одной, экзистенциальной модальности. Эта остаточная модальность оказывается весьма подходящей для камуфлирования «склейки» логики и языка, ибо и предметы анализа, и присваиваемые им имена полагаются одинаково данными, т. е. «существующими».