Модальнотимодализация



Что представляет собой модализация в том смысле, какой придается ей в моем исследовании? Моей исходной интенцией является создание некоторой концептуальной конструкции, способной заполнить разрыв между западным и индийским мирами философствования. Осуществление подобного проекта всегда чревато опасностью впадения в спекулятивную идеализацию (что грозит потерей контакта с материалом анализа - индийской культурой), или герменевтическое «понимание» (что не позволит сделать значимых теоретических выводов). Избежать такой опасности возможно работой с этими философскими мирами не с позиции их непосредственного содержания, а как с «конструктами второго порядка». Мой подход здесь будет представлять собой стремление «состыковать» два альтернативных способа достижения контакта между этими двумя мирами философствования; я называю это «модализацией». В методологическом смысле модализация отличается как от «конкретизации», «метода восхождения от абстрактного к конкретному» (разработанного Гегелем и Марксом и представляющего собой усложнение концептуального содержания понятия), так и от «абстрагирования» (представленного Аристотелем и последующей традицией в различных процедурах объяснения и формализации). Модализация, тем не ме­нее, не противостоит этим методам, как и не включает их в качестве компонентов своей собственной активности. Отношение между ними может быть адресовано только при учете различия их «природы» - «естественной» у конкретизации и абстрагирования и «искусственной» у модализирования, что соотносимо с различием методов догалилеевой и галилеевой физики. Чтобы прояснить, что имеется здесь в виду, давайте рассмотрим вначале понятие «модальность».