Что содержится в схеме веданты



А: Уровень абсолютной истины (или реальности), воспринимаемый данной системой мысли как ее догма, не подлежащая усомнению (как теоретическому, так и эмпирическому) основания философствования. Если такое усомнение все же имеет место (и оказывается успешным), это значит лишь, что предпринявший его индивид не разделяет больше данной системы; сама же система остается в неприкосновенности. Способ защиты истинности системы был уже представлен в нашем анализе (при анализе трех подходов к Веде). Подобная абсолютизация истины рассматривается как ее идеализация; хотя считается возможной и такая ситуация, когда абсолютная истина может не иметь своих адептов. В полисистемной активности индийского философствования этот уровень охраняет уникальность каждого из ее подходов.

Б: Уровень конвенциональной истины, подверженной, как таковой, проверке, фальсификации и пр. Этот уровень локализуется в межсистемном взаимодействии и образует текстуру дискуссий между различными философиями. На этом уровне вполне законным будет выглядеть утверждение, что все истины конвенциональны, абсолютной истины просто не существует. Например, найяики, индийские логики и эпистемологи, следуют концепции истины как соответствия, практически ничем не отличающейся от западной. Но то, что они всегда следуют этой трактовке истины, представляет собой их (А) - абсолютную истину. Этот уровень представляется необходимым в свете того, что уже обсуждалось как отношение между «субъектом», «объектом» и «проблемой». Любой объект, даже сама абсолютная истина, может быть проблематизирован эпистемологически, т. е. выступать в роли «субъекта» анализа. Именно поэтому нельзя, скажем, и рассматривает как свою абсолютную задачу защиту теории соответствия.