Веданте



Хотя предоставленная мне свобода и не требует атрибутирования позиций, хочу уточнить (именно хочу, но не «должен», ибо ничего не изменится в моем методе без подобного уточнения, разве что читатель уверится, что я действительно работаю в межкультурном пространстве), что моя конструктивная методология представляет собой схематизацию метафизики адвайты («недуалистической») веданты. Приверженность веданте предстает как дополнительная гарантия того, что данным исследованием может быть охвачено все многообразие индийской философии. Это протекает из того базисного отличия, каковое ухватывается ведантой при сопоставлении западной и индийской философии. Пытаясь концептуализировать истину, западная философия работает в парадигме «дуальных оппозиций» («абсолютное/относительное», «абстрактное/конкретное», «ноуменальное/феноменальное» и т. п.). То же самое происходит, когда исследуется проблема бытия («бытие/существование», «активность/актуальность» и т. п.). Даже западная диалектика, основывающаяся на три-единстве логики, онтологии и теории познания, определяет себя как «диалектика», не «триалектика». Это - не просто устоявшаяся словесная форма, а отражение укорененности в мышлении закона противоречия.

В противоположность этому индийская философия всегда определяет себя как работающую в парадигме «тройственной», «тернарной» оппозиции, третий термин которой, хотя и понимается как некоторая превращенная форма первых двух, не позволяет редуцировать ее к дуализму западного толка.