Структура Вед



Структура Вед налагалась на структуру этих отношений, и вместе они выступали как категориальная пара «формы» и «содержания». Подобная оппозиция была зафиксирована и в западно-европейской культуре (марксизмом), но только лишь как логическая возможность, тогда как в Индии она стала причиной возникновения целой цивилизации. Сам факт, что древние индийские философы имели дело не с природным (в том числе и социальным) Абсолютом, а с Абсолютом языка (точнее, Абсолютом, подобным языку) дает ключ к пониманию многих ее загадок. Помимо всего прочего, уже в древности индийские философы оказывались на уровне, по сути, новейшей западной философии (такой, как философия языка, герменевтика, феноменология), существенно превзойдя уровень абстракции современных им древних греков.

И все же, лингвоидная, внешняя форма Вед - всего лишь привходящее обстоятельство, не раскрывающее сути интересующих нас философских проблем. Известно, например, что философия в западно-европейской культуре приобрела свою историческую структуру и обнаружила свою проблематику в ходе размышлений о природе истинного знания, анализируя проблемы универсалий, единого, разума, бытия, Бога, Абсолюта, субстанции и т. п. Вначале они представляли собой некоторые феномены самой познавательной деятельности; впоследствии же эта их внутренняя относительно сознания природа была предана забвению; феномены мышления стали рассматриваться как «предметы» познания и уже затем - рефлексироваться. Традиция реификации «предметов первого порядка» нашла свое отражение в попытках философов организовать свои «ментальные конструкции второго порядка» в то, что сейчас известно как «онтологии», «аксиологии», «эпистемологии» и т. д.