Причина неадекватности исследований индийской культуры



Не подлежит сомнению, что при исследовании подобных процессуальных систем неизбежны противоречия логического порядка (поскольку такие системы не содержат в себе «субъекта логики»). Это, вероятно, и есть основная причина, по которой западные исследования индийской культуры выглядят столь неадекватными. По самой своей сути индийская философия не согласуются ни с формальной логикой, ни с представлениями здравого смысла, точнее, предметность данной философии нельзя разнести по этим рубрикам (как нельзя было проделать сходную операцию с марксовым «товаром», в плане его реального расщепления на стоимость и потребительскую стоимость). Метод Маркса не покрывает реальные процессы движения товаров, ибо он являет собой абстракцию более высокого порядка, о чем Маркс специально уведомляет читателя. Нечто подобное должны проделать и мы, обратив внимание на тот факт, что философии представлены не в их реальном, эмпирическом бытовании, а как «эпистемологические дисциплины», т. е. некоторый итог развития знания как такового.