Вопрос об антиномичности Вед



Весьма любопытным представляется практическое разрешение вопроса об антиномичности Вед - через разработку систем философского знания, противостоящих друг другу, и потому находящихся в состоянии постоянной полемики, и взаимопроникающих в концептуальные конструкции друг друга, так что все они, по сути, представляют собой негативное отражение друг друга. Самым удивительным во всем этом противостоянии с методологической точки зрения является превалирование попыток достичь взаимопонимания и комплиментарное, которые на самом деле представляют собой завуалированную полемику. В результате этой непрекращающейся борьбы теоретических интересов, практический объект ее - Веды - постепенно исчезает с мыслительного горизонта конфликтующих сторон. То, что остается, представляет собой своеобразную «сумму» или «симфонию» философских систем, каждая из которых одновременно автономна в своей предметности и методологии и связана со своими партнерами некоторой «сверх-системной» связью, в том смысле, что полемика, составляющая принцип бытования этой системы, ведет одновременно в развитию и обогащению компонентов системы самих по себе. Значение Вед, таким образом, оказалось блокированным и от ее интеллектуальной защиты, представители которой - философы-брахманы - были втянуты в негативную полемику, оставлявшую в неприкосновенности смысловую ткань Вед. Ведическая философия, таким образом, представляла собой олицетворение греческой problema, означавшей, как мы помним, «защиту», «затруднение», «предохранение». Интересно, что близкий по коннотации санскритский термин pravriti буквально значит «разворачивающаяся деятельность»: даже язык, таким образом, показывает нам направление разрешения ведического парадокса.